Слух имеет решающее значение для развития языка и речи каждого человека. Еще до того, как ребенок начнет говорить, он слышит голоса вокруг, начинает учиться и понимать, почему и как люди вокруг них разговаривают. То, что ребенок слышит, влияет на его лепет.
Исследования показали, что младенцы начинают издавать звуки лепета на большом разнообразии языков, лишь после нескольких месяцев его произношение изменяется из-за того, что используются только те звуки, которые он слышит. Дети, которые родились в обычной русской семье могут произносить звуки на китайском или английском языке, если будут слышать речь на этих языках. Это явно свидетельствует о том, что дети используют звук, который слышат вокруг себя с самого рождения.
Вернуться к содержанию
Что слышат новорожденные
Младенцы начинают слышать еще за несколько месяцев до своего рождения, начиная со второго триместра беременности. Причем они способны не просто слышать, но и различать типы звуков, дифференцировать чистоту высоких сигналов и низких басов, различать голоса родственников и посторонних людей, распознавать знакомые или странные звуки, и даже улавливать направление, откуда идет звук. Интересно то, что голос мамы ребенок отличает от других голосов также еще находясь в утробе.
Специалисты утверждают, чтобы точно проверить некоторые факты нужно разрабатывать сложные механизмы. Однако, они заявляют, что новорожденные младенцы отдают предпочтение высокочастотным звукам. Поэтому матери и отцы, как правило, разговаривают с ребенком более громким голосом, делая это интуитивно.
Поразительно бросается в глаза, что на разных языках, женщины разных стран и культур, разговаривают с младенцами в похожем темпе, используя короткие фразы, фальцет, и издавая звуки или бессмысленные слоги, очень похожие по смыслу.
Дети также реагируют на другие звуки, кроме человеческого голоса и поворачивают голову в сторону того места, откуда слышат. Это проявление соединения нервной связи между зрением и слухом, которое уже развито у новорожденного грудничка и служит для лучшего восприятия. Дополнительно прочтите, когда малыши начинают видеть.
При разговоре с ребенком, вы можете заметить, что сначала он поворачивает глаза в сторону голоса, а затем также вращает и шеей. И сделает это с широко раскрытыми глазами. Иногда ребенок даже старается подражать в виде имитации жестов, например, показать язык или открыть рот.
Малыши предпочитают голос своей матери на фоне других женских голосов, начиная с неонатального периода. На самом деле они знают ее голос. А вот для распознавания голоса отца, новорожденному потребуется некоторое время после появления на свет, даже если отец активно общался с мамой или плодом в период вынашивания.
Эти различия того, что слышат новорожденные дети можно наблюдать только во время их бодрствования. Большую часть времени малыши могут спать, несмотря на окружающий шум. Поэтому, если вы волнуетесь, мешает ли звук телевизора спящему грудничку, то ответ будет отрицательным. А со слухом вашего ребенка все в порядке.
Также нормальным является и то, если ребенок продолжает спать в момент интенсивного шума (например, дрели соседа). Иногда ребенок может просто вздрогнуть, но не проснуться (если он находится в стадии глубокого и спокойного сна), а иногда может проснуться и заплакать.
Вернуться к содержанию
Как слышат новорожденные
Несмотря на то, что слух ребенка работает за три месяца до родов, он может быть немного изменен в функционировании при рождении. Это возможно потому что в среднем ухе могут остаться околоплодные воды, на освобождение от которых может понадобиться несколько дней.
Новорожденный малыш успокаивается на ваших руках, так как слышит знакомые ритмы вашего сердца. Когда вы говорите, ребенок слышит и направляет взгляд в вашу сторону. Дети предпочитают звуки человеческого голоса среди всех звуков и реагируют на более высокие женские голоса, нежели на глубокие мужские. Исследователи считают, что отчасти это связано с пренатальным опытом малыша, в ходе которого он чаще всего слышал голос матери. Но папам не стоит волноваться по этому поводу, малышу понадобиться совсем немного времени, чтобы распознать ваш серьезный тон.
Порог слуха у новорожденного ребенка составляет около 40 или 50 децибел и выше, чем у взрослого, что означает, что дети не слышат звуки низкой интенсивности, которые происходят вокруг них. Однако, они прекрасно слышат громкие звуки в ответ на которые могут резонировать, мигать, плакать, задерживать дыхание или даже замереть на мгновение в процессе еды.
Звуки музыки привлекают всех детей и успокаивают их. Существуют доказательства, что колыбельные песни, которые поют детям до родов м которые они слышат после, являются им знакомыми.
Вернуться к содержанию
Реакция на звуки
Обратите внимание, что если ребенок чем-то сильно увлечен, то он может не реагировать на звук, особенно если звук не слишком громкий. Это не является поводом для паники. Поэтому отмечая реакции крохи не ждите сиюминутности или обязательной точь-в-точь, как написано в справочниках, на протяжении всех ситуаций и всегда – такого не может быть. Ребенок такой же человек, как и мы с вами, иногда он может также задуматься, иногда напротив «витать в облаках».
Замечайте перечисленные особенности в процессе роста вашего ребенка, дабы не сомневаться в хорошем слухе.
Первые три месяца:
- узнавание маминого голоса и знакомых звуков;
- реакция на громкие звуки иногда сопровождается вздрагиванием;
- на втором месяце начинаются попытки лепетания, произношения звуков.
От трех до шести месяцев:
- поворачивает голову в поисках направления звука;
- любит игрушки, которые издают звук или шум;
- перестает плакать, когда слышит голос мамы или громкий шум.
С шести до двенадцати месяцев:
- Ищет происхождение звуков или местоположение родственников, даже если они не сильны;
- Начиная с девяти месяцев начинает издавать звуки по нескольку слогов.
От одного до двух лет:
- реагирует на источники любого звука;
- отвечает на простые предложения;
- отзывается, когда зовут его по имени;
- в год начинает произносить свои первые слова.
С двух до трех лет:
- понимает все, что ему говорят;
- любит песни и старается пританцовывать в ритм или даже подпевать;
- повторяет соответствующую интонацию и фонетику;
- говорит с другими или сам с собой, например, в процессе игры.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются проблемы со слухом: не ждите, сразу же посетите врача!
Вернуться к содержанию
Как проверить слух
Если вас беспокоит какое-то отклонение по части слышимости малышом, тогда в домашних условиях, для успокоения можно провести небольшие тесты и проверить слух.
Кроме того, существует ряд типичных симптомов, для определения которых вам нужно ответить на вопросы:
- В развитии ребенка вы замечаете задержку, которая не соответствует его возрасту?
- Вам ребенок имеет проблемы с пониманием звука?
- Есть ли у ребенка проблемы в имитации звуков?
- Ребенок не в состоянии определить местонахождение источника звука?
- Вы замечаете, что ребенок не реагирует на звуки, как другие дети, находясь в группе?
- Страдает ли ваш ребенок от частых ушных инфекций?
Если вы отвечаете четкое «да» хоть на один из этих вопросов, тогда существует тревожащая вероятность, что у ребенка проблемы со слухом.
У недельного новорожденного слух проверяется способом хлопков возле его ушка – в качестве реакции он должен моргнуть, проявить заинтересованность или любую другую реакцию. Будьте осторожны, не хлопайте во всю мощь, не переусердствуйте. Дабы не навредить.
Можно погреметь с права или слева от головы ребенка погремушкой – он направит взгляд или повернет голову в сторону шума.
Голос мамы является отличным способом проверки реакции малыша.
На видео показана идеальная реакция новорожденного на плач соседа-грудничка:
Но если вы замечаете какие-то тревожащие вас отклонения в слухе ребенка или нет вообще никакой реакции на звуки – немедленно обращайтесь к врачу-отоларингологу!
Вернуться к содержанию
Проблемы со слухом
Проблемы со слухом могут быть обнаружены в первый же день жизни ребенка. Однако, идеальным способом для обнаружения является возраст до 4-х месяцев – этот период является идеальным, чтобы врач успел назначить соответствующее лечение, которое поможет избежать осложнений в слуховой или устной речи.
Потеря слуха (глухота) – это проблема, которая может привести к инвалидности, особенно, что касается
- контакта человека с окружающей средой;
- имитация звуков, которые мы слышим (еще до рождения) имеет важное значение для приобретения и развития устной речи;
- ребенок с умеренной, тяжелой или глубокой потерей слуха не сможет получить большинство этих звуков, и поэтому ваши шансы развития у него устной речи будут ограничены или вовсе отсутствовать.
Существуют некоторые факторы риска для слуха и если ваш ребенок пострадал от любого из них, тогда вероятность потери или нарушения слуха имеется:
- Беременность протекала с различными патологиями
- Семейный анамнез глухоты
- Любая аномалия лица или шеи
- Дистресс плода
- Преждевременные роды
- Недостаточный вес при рождении (менее 1500 гр)
- Шкала Апгар менее 7 через 5 минут после рождения
- Гипоксия или асфиксия
- Пребывание в отделении интенсивной терапии новорожденным более 24 часов
- Гипербилирубинемия (особенно если требуется обменное переливание крови, подробнее смотрите в статье про желтушку)
- Принятие во время беременности отоксичный лекарств (антибиотики или диуретики, например, фуросемид)
- Заболевания матери, такие как краснуха, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и другие.
Наличие одного или нескольких из перечисленных выше факторов не является гарантией получения проблемы со слухом у малыша, а лишь говорит о возможности.
И еще, иногда потеря слуха или плохой слух носит временный характер, и в связи с кратковременностью заболеваний, таких как простуда, грипп, ушные инфекции или присутствие инородных средств в ушных каналах.