Физическое наказание на протяжении многих десятилетий остается для родителей и педагогов спорной темой. В некоторых странах на законодательном уровне запрещены физические наказания детей, в других странах родители сами не желают прибегать к таким мерам, и ищут другие средства воздействия на своих чад.

«Физическое наказание родителями с требованием послушания пробуждает у детей страх, что вызывает у них чувство беспомощности и опасности. А это в свою очередь, в большинстве случаев, провоцирует противоречие у детей к послушанию и исполнению», — говорит психолог Ян Кульханек.

Порка не помогает воспитанию детей, а наоборот делает их непослушными фото

Порка детей делает более злыми и сокращает понимание словесных замечаний

Группой ученых во главе с Майклом Маккензи из Колумбийского университета в Нью-Йорке проведено исследование с участием 1900 детей, родившихся в период с 1998 по 2000 года в двадцати городах США. Родители заполняли анкеты, в которых имелись вопросы о том, как часто наказывали ребенка в возрасте трех-пяти лет, и их поведении сегодня. О том, что били детей в возрасте трех лет, признались 57% матерей и 40% отцов. Аналогично значилось и о порке в возрасте около пяти лет от 55% матерей и 33% отцов.

Дети, которых били в возрасте от пяти лет и старше, оказались более агрессивными, чем те, которые испытывали те же самые наказания, но до трех лет. С другой стороны, с учетом предыдущего поведения и семейных отношений не подтвердили какого-либо ухудшения в поведении детей в результате физических наказаний. Худший результат показали порки два раза в неделю от матерей, впоследствии эти дети проявили более проблематичное поведение. Дети, которых регулярно бьют отцы, в возрасте девяти лет показали худший результат при работе с текстами и лексикой. По мнению ученых, это можно объяснить тем, что с ними родители меньше разговаривают либо наказание детей смешано, и дети не могли сосредоточиться даже в школе.

Насилие как решение

Одним из главных аргументов против телесных наказаний является то, что ребенок начинает воспринимать физическую силу в качестве решения всех проблем, совершенно не пытаясь пообщаться с контрагентом. Это приводит к увеличению агрессии, нарушению запретов неадекватным поведением.

«Чем чаще ребенок получает шлепки по попе, тем менее эффективными они становятся, кроме того, ребенок запоминает агрессию», — говорит психолог.

Но это вовсе не означает, что вообще нужно отменить физическое наказание детей. «Бывают моменты, когда ребенок в состоянии аффекта -… не слышит и не видит ничего вокруг. Тогда шлепок по попе станет четким сигналом, словно пощечина для взрослого. Итак, если физическое наказание произведено в меру, на мой взгляд, оно необходимо в процессе воспитания», — добавляет Кульханек. Однако, сначала родителям нужно попробовать решить ситуацию по-другому, используя полный набор возможностей и средств, от словесных упреков до уговоров, и только в крайнем случае применять физическое наказание.

Против телесных наказаний также сказано в результатах дальнейших исследований, проведенных в Мичигане социальными работниками, среди 3200 детей в возрасте до пяти лет.

Неправильное наказание

«Родители часто думают, что если отшлепать ребенка в момент каприза, то он все поймет и получат позитивный эффект и это вовсе не будет вредным для ребенка», — говорит Шона Ли, которая принимала активное участие в исследовании. «Эта гипотеза была проверена в нашем исследовании, где мы обнаружили, что порка способствует еще худшему поведению ребенка, независимо от того, какими у него были отношения с матерью», — продолжает эксперт.

Наказание является одним из образовательно-обучающих средств в арсенале родителей, но использовать его следует лишь в крайних случаях, ведь родители имеют значительное количество различных средств и возможностей для обучения детей.

«Каждый ребенок проявляет свои требования и капризы в основном криком и отрицательным поведением. Если ребенок кричит долго и сам уже остановиться не в состоянии, как и услышать ваши слова, тогда вы можете применить главный способ наказания. Однако, родителям и самим нужно сначала возобладать своими эмоциями и успокоиться немного, сосчитайте до пяти или десяти и оцените реакцию ребенка, только после этого принимайте решение о методе воздействия», — советует психолог Ян Кульханек.