Цифровые игры могут способствовать компьютерной грамотности детей и развлекать их, но только когда у родителей нет времени. Однако, традиционная настольная игра научит детей гораздо большему. В основном развивается социальное взаимодействие, которого так не хватает детям в эпоху интернета, и еще это довольно-таки простой способ, как качественно и с пользой провести время с ребенком.
Учитывая, что дети до определенного возраста учатся в процессе игры, то в первую очередь, игра может служить в качестве обучения многих жизненных ситуаций, как наглядное пособие в домашних условиях «на столе». Традиционных и проверенных настольных игр сейчас в продаже достаточно, различных стилевых, как:
- гонки и соревнования;
- нарды, шашки или шахматы;
- монополия;
- эрудит;
- творческие;
- социальные и психологические
- и другое множество игр.
Ребенок, который включен в процесс игры с озорством, по мнению психологов, может освоить множество полезных навыков. Отличным началом могут быть общего склада головоломки и игры для развития памяти, для проработки навыков умения и терпения для детей старшего возраста подойдет, например, Микадо.
Вернуться к содержанию
Правила и проигрыши
«Игры для детей разного возраста несут различный смысл. Для детей дошкольного возраста, прежде всего смысл игр заключается в основном, интересным способом научить соблюдать правила, научить справляться с поражениями или творчески мыслить, развить навыки концентрации, самоконтроля или искусство решать проблемы», — объясняет Вацлав Мертин из кафедры психологии факультета искусств Карлова университета.
«Настольные игры имеют ряд дополнительных преимуществ, дети в них учатся планированию и принятию ответственности за свои решения». Это конечно относится и ко многим другим играм, но именно в настольных ребенок узнает, что на все в игре (или в жизни) мы не можем повлиять. Обучение справляться с неудачами на самом деле не так важно, как понимать и соблюдать правила.
В то время, когда кажется, что нужно владеть сверхчеловеческой производимостью, чтобы оторвать ваше чадо от электроники, настольные игры могут принести приятное времяпрепровождение, по сравнению с физической изоляцией цифрового мира. «Основное преимущество настольных игр, в которые ребенок играет со своими родителями, братьями и сестрами или сверстниками, заключается в том, что в дополнение к фактическому удовольствию от процесса игры, происходит развитие социальных отношений – в некоторых играх участники являются союзниками, например, в настольной игре «01 Большой пожар» — и укрепление сплоченности семьи,» — говорит детский психолог Вацлав Мертин.
Игры, особенно командно-стратегические настольные игры развивают коммуникативные навыки детей, и в то же время, в процессе игр происходит установление близких отношений среди всех членов семьи. «В общих играх, или, по крайней мере, между раундами, вы можете общаться друг с другом, например, обсуждать с ребенком различные темы, на которые в другое время его не хватает или ребенок не идет на контакт», — говорит специалист.
Вернуться к содержанию
Сравнение компьютерных и настольных игр
В то время как для настольной игры нужен, по крайней мере, один товарищ, в компьютерные игры можно играть в одиночестве. Движение в виртуальном мире против виртуального противника, к сожалению, не создает полноценной коммуникации. Даже при совместной компьютерной игре проявляется определенная дистанция по отношению к сопернику, потому что даже находясь рядом, они смотрят на экран, а не друг на друга. Социальное взаимодействие лишается многих невербальных выражений, связь между игроками часто происходит только с помощью клавиатуры, полностью лишая важных показателей, таких как мелодия и тон голоса, указывающей на необходимую иронию.
Это, конечно, не означает, что компьютерные игры не несут для детей никакой пользы – за исключением компьютерной грамотности дети могут улучшить иностранный язык (для того, чтобы лучше понять задание) и комфортно провести время, когда нет поблизости напарника. «Это обеспечивает хорошее времяпрепровождение для ребенка в те моменты, когда родители действительно заняты и не могут обратить на ребенка внимание либо, когда неподходящая ситуация, например, в зале ожидания вокзала или в автомобиле», — добавляет психолог. Благотворными считаются игры, которые заставляют детей двигаться, чего все больше им не хватает в современной жизни.
Вернуться к содержанию
Манипуляция правил родителями
Специалист объясняет: «Это правда, что с психологической точки зрения процесс игры выгоден почти все время, которое ребенок проводит с родителями, тем не менее, при общих мероприятиях, таких как игры, как правило, пользы значительно больше». В отличии от компьютерных игр с запрограммированными правилами, родители могут лучше манипулировать условиями настольных игр (например, если необходимо изменить интенсивность), так, чтобы ребенок играл хорошо и смог выиграть.
После выполнения нескольких незначительных условий идеально подходящих для развития ребенка, в частности, в стратегических настольных играх для всей семьи. Эти условия включают в себя, например, то, что родители четко объясняют правила, в соответствии с уровнем зрелости ребенка и стимулируют в кризисных и чрезвычайных ситуациях, в виде подбадривания или оказания помощи.
Вернуться к содержанию
Развитие способностей ребенка
Не стоит недооценивать выбор игры, если вы хотите развить навыки ребенка. «Даже простые игры приемлемы, но предпочтительнее такие, которые в дополнение к развлекательному элементу предлагают также элементы обучения», — рекомендует специалист. Вы также можете выбрать их в зависимости от того, какие навыки вы хотите развить у ребенка. Легкие виды головоломки, чтобы помочь развить двигательные или логические способности и в тоже время обучить детей младшего возраста терпению для их завершения.
«В особенности, тактические настольные игры, разработанные для более крупного стратегического мышления, способствуют развитию критического и аналитического мышления. Дети с их помощью учатся принимать разумные меры риска – способность, которая очень важна в повседневной жизни (наглядно навык показан в игре «01 Большой пожар» где, например, иногда нужно принять решение спасать ли котенка из горящего здания, когда ждут люди). Следует отметить, что особенно для начинающих игроков, чтобы развить соответствующие навыки, как правило. Необходимо руководство взрослыми», — добавляет врач.
Настольные игры – веселая тренировка социальной взрослой жизни
Каждый из нас вспомнит, сколько удовольствия получил, когда проходили семейные вечера вокруг настольной игры. Настольные игры несут множество знаний и умений, которые должны приобрести дети для взаимодействия с другими людьми во взрослой жизни.
К тому же процесс игры заставляет нас смеяться вслух и стать отличным способом семейного времяпрепровождения – это как сама жизнь, потому что во время игры дети сталкиваются с трудностями, которые они должны преодолеть, приходится преодолевать успехи и неудачи, испытывать различные эмоции и чувства и им нужно взаимодействовать с другими людьми.
Таким образом, настольные игры являются одним из самых забавных и интересных способов развития социальных навыков детей, поскольку они
- учатся ждать своей очереди,
- сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели,
- управлять разочарованием в связи с поражением,
- научатся джентельменскому поведению,
- приобретут навыки контролирования спортивного мастерства,
- научатся контролировать свои эмоции
- и множество других полезных навыков для взрослой социальной жизни.
На эмоциональном и когнитивном уровне идеально подходят для повышения самооценки, способности самосовершенствования и преодоления, настойчивости и работоспособности, анализу ситуации и разработки стратегии, которая поможет им добиться желанной цели.
И если этого недостаточно для того, чтобы приобрести какую-либо настольную игру и отложить свои разные дела, тогда добавим, что игра между родителями и детьми укрепляет связь и доверие, добавляя радостные моменты, которые запоминаются на всю жизнь.