Сказка «Три медведя» — пришла к нам из европейского фольклора, а именно – английского, которую привнес в русское наследие в своей авторской обработке Лев Толстой. Изначально в английской версии сказка повествовала историю про девочку Златовласку и трех медведей, автор же несколько трансформировал сюжет, пропитав нашей культурой и переименовав девочку на близкое для нас имя. Сказка настолько понравилась русскому народу, что стала передаваться из уст в уста, из поколение в поколение, стала узнаваемой и любимой нашим народом, поэтому дойдя до наших дней уже в образе русской народной сказки.

Сказка «Маша и три медведя» прочно заняла свое место среди любимых сказок нашего народа, потеснив такие, как сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба», русская народная сказка «Репка» и другие. Кстати, следует заметить, что имя Машенька дается в русском устном бытовании, у Льва Толстого перед нами безыменный собирательный образ молодой особы, а в некоторых мультипликационных фильмах девочку нарекают Варварой.

Сказка в аранжировке Толстого содержит свою неповторимую «изюминку» в том, что, несмотря на происхождение и авторскую аранжировку, она смогла вобрать в себя и предоставить нам народные черты героев и дать педагогическое назидание детям. Благодаря наглядному сюжету ребенок без строжайшего наказа учится на образах тому, что такое «хорошо» и «плохо». Сказка «три медведя» учит юного читателя выбирать свой неповторимый путь – этой мыслью пронизано все творчество писателя. Произведение подчинено основной мысли — обряде под названием «инициация» — перерождение в новом состоянии (этот же смысл изложен в сюжетах сказки «Красная шапочка», Гуси-лебеди и других).

Три медведя – читайте текст сказки с картинками в пересказе Л.Н. Толстого

Три медведя сказка иллюстрации Васнецова Юрия Алексеевича

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла.

Маша вошла в лесной домик

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В доме жили три медведя

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Три чашки с похлебкой трех медведей

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка попробовала кашу из каждой миски

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Девочка посидела на всех стульях

Стульчик проломился, и она упала на пол.

Стульчик проломился, и она упала на пол

Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иванычева; другая средняя — Настасьи Петровнина; третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

Машенька в мишуткиной кроватке заснула

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Три медведя пришли домой голодные и захотели обедать

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — заревел Михаиле

Иваныч страшным голосом.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну

Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Медведи не догнали Машу

Вернуться к содержанию

Аудиосказка Три медведя – слушайте онлайн бесплатно вместе с ребенком


Вернуться к содержанию

Мультфильм Три медведя или сказка Маша и медведи смотрите онлайн бесплатно

Великолепный мультфильм снят по мотивам одноименной сказки советской студией Союзмультфильм в 1984 году. Тогда не было всей той техники, которая есть сейчас, однако, мультфильмы и сказки снимали отлично, которые актуальны и в наше время!

Вернуться к содержанию

Детская онлайн игра Маша и три медведя

Сюжет игры практически полностью повторяет сюжет сказки. Как и в сказке, Маша должна посидеть на стульях и съесть всю кашу. Чтобы сделать это быстрее, по комнате медведей, специально для Маши раскиданы колбы с жидкостью, которая будет предавать ей ускорение. Теперь Маша сможет передвигаться по дому в два раза быстрее. Чтобы пройти весь уровень, нужно съесть всю кашу и посидеть на всех стульях, но не попасться медведям. Управление в игре осуществляется при помощи стрелок на клавиатуре и пробелом. В игре дети развивают мышление и сноровку, она рассчитана на детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста.

Вернуться к содержанию

В сюжете сказки нам представлена женская инициация второго этапа (9-11 лет), в этот возрастной период девочка уже потихоньку становится хозяюшкой, осваивает рукоделие и другие премудрости быта. Поэтому в сказке территория и убранство дома является местом для испытания Маши. По традиции во всех сказках, чтобы пройти испытание, главный герой должен быть отмечен неким символом (как правило, это платочек, колечко и т.п.), который затем показывает нам о завершении прохождения испытания и перерождении героя в новом облике. Однако в данной сказке, медвежонок не успевает укусить Машеньку, она убегает, поэтому перерождения не происходит.

Согласно сюжету Льва Толстого, сказка «Три медведя и Маша» действительно заканчивается побегом девочки из окна. И скорее всего, такой конец сюжета произведения не случаен, просто-напросто автор позволяет девочке продлить детство и оберегает от преждевременного взросления. Тем не менее, сказку полезно читать для приучения детей к порядку, становления осознанного взросления и послушания родителей.